[AVA]http://funkyimg.com/i/2vHyz.png[/AVA][NIC]Arvid Harbinger[/NIC][STA]SSDD[/STA]
kFactor \ No Land
Кажется, именно такой агитационный плакат – среди прочих других – висел тогда на военном стенде на школьной ярмарке профессий в том далёком чёрт-знает-каком году. И точно такой же был в небольшом офисе зарекрутившего их офицера Мичема в Филадельфии. Его ещё потом нашли с ним же в сточной канаве, избитого до неузнаваемости – опознать тело удалось только по армейским жетонам и кое-какой мелочёвке в карманах. Плакат смяли и затолкали ему в глотку. И общественность, и, разумеется, полиция знали, что это, скорее всего, дело рук родителей тех рекрутов, что были привлечены романтизированными патриотическими образами, а потом так и не вернулись в отчий дом. Разочарованные, раздосадованные и обманутые в ожиданиях, лишившиеся своих детей, они собрались в кучу и учинили самосуд над тем, до кого добрались. Но предъявить обвинение тогда так никому и не удалось, на сколько он помнит.
И это полное враньё. Но Арвид, пожалуй, лучше всех знает, что дело не в рекрутерах. Конечно, их работу нельзя назвать честной – большая часть того агитационного бреда, что им втирают на ярмарках и занятиях, яйца выеденного не стоит и напрочь не соответствует реальности, - и всё же это именно работа. Рекрутер – точно тот же коммивояжёр, способный впарить зазевавшейся домохозяйке четвёртый фен за месяц или ещё один набор скороварок, хоть она ни разу в жизни не пользовалась и первым. Проблема не в них – она в восприятии, в управляемости, в желании и готовности слушать и слышать только то, что хочется самому "клиенту", обманываться, надеяться на что-то большее.
Обманывался ли Арвид, когда записывал своё имя в списки офицера Мичема?
Ждал ли он чего-то из обещанного и считал ли, что чего-то недополучил?
Был ли он разочарован?
Всё это – вопросы, отвечать на которые в период обучения ещё рано, после уже слегка поздно, а когда на тебя сверху сваливается первое задание и тяжёлая рука командира, пожалуй, некогда. Армия – это тяжёлая работа над собой, своими идеалами, своими стремлениями, своей силой воли. На что ты готов и ради чего? Ради абстрактного мира, который, совершенно очевидно, невозможен? Ради не менее абстрактного патриотизма, который ни рукой потрогать, ни в лицо ему взглянуть, ни укрыться им холодной ночью, не разломить пополам с сослуживцем, когда хочется есть, ни приложить к ране, когда ногу прошивает насквозь вражеской пулей или отсекает взрывом мин? Ради сомнительной славы, которая чаще всего настигает посмертно? Ради... ради чего?
На третий год войны он уже почти не понимает. Всё превращается в автоматизм, отлаженный механизм, настроенный на выживание, с обязательным пунктом "Выполнить". Любое задание. Провести любой бой.
Сначала его манит море, поэтому он идёт во Флот. Непокорная бушующая стихия. Бриз. Волны. Пена. Море жестоко, но именно этим оно закаляет характер, не оставляя права на ошибку, диктуя условия и неизбежно корректируя цели. Море глубоко и обширно. Море бескрайне. Оно тоже далеко от земли и куда крепче, куда проще, куда надёжнее соединяется с небом. Так ему кажется.
Арвид почти не помнит его лица. Слишком давно они не вделись, слишком много новых – своих, чужих, живых, мёртвых - проскользнуло перед ним за эти годы. Кто-то задерживался, кто-то исчезал, словно упавшие звёзды. Какое-то время после разделения он ещё поддерживал с Марсэлом контакт, иногда даже телефонный, но с приходом 41го во Флоте начались метаморфозы, вызванные возрастающей угрозой со стороны фашистских режимов и оглушающей поступью стремительно надвигающейся войны. В первые месяцы их делили на корпуса и тасовали между дивизиями, словно карты в казино, назначая и переназначая, отбирая обязанности и дополняя их, меняя базы и порты приписки. Эта хаотичная игра в блэк-джек живыми людьми длилась примерно полгода, пока генералы всех мастей не пришли наконец к единому выводу и не договорились сформировать 1-ю дивизию морской пехоты, которая и дала начало всем остальным.
Последующее желание сформировать элитные войска внутри элитных войск было сомнительным и встретило множество протестов. Но всё же, пройдя все административные препоны и сопротивление, к 16 февраля 1942 1й полк Рейдеров морской пехоты был окончательно укомплектован, и подполковник Меррит Остин "Красный Майк" Эдсон встал в его главе.
К январю 42го Харбингер дослужился до звания капитан-лейтенанта и, судя по всему, имел достаточно неплохое резюме, чтобы получить предложение войти в состав новой формации. Это означало престиж, награды и перспективы – бесславно (или с посмертными наградами) сгинуть где-то на территории врага в большей степени, но озвучивали, как обычно, совсем другие вещи.
Единственное условие, что ему поставили – никаких сомнительных контактов и связей. Когда Арвид непонимающе взглянул на своего куратора, тот молча, но многозначительно развернул к нему досье и ткнул в одну фамилию. Джесси Марсэл. Харбингер закрыл глаза на мгновение.
Трения между ними возникли давно. Если быть до конца с собой честным, то ещё в школе. Всё их общение, вся их дружба насквозь были пропитаны этими самыми трениями, но за счёт них же оно всё и держалось. Вместе с тем и времени прошло достаточно. Их разделяло отношение к жизни – Арвид всегда был организованным, конкретным, всегда следовал правилам и во всём был прилежным учеником, Джесси же был раздолбаем, хулиганом и ловеласом, а затем и стихии – морские волны Харбингера против небесных просторов и свободы Марсэла. В этом выборе, в этом противостоянии было, пожалуй, всё.
Их шаткая команда распалась как-то сама собой – говорят, такое происходит с возрастом. Люди отдаляются, связи рвутся. Арвид уже давно не тот мальчишка, которого Джесс втащил из толпы хулиганов, которому утёр слёзы и подарил пластырь. Джесс уже давно не тот пацан, которого Арвид раз за разом отмазывал от директора, которому помогал с уроками и за которого как-то даже вносил залог. Их общение и взаимодействие давным-давно стало неловким и странным, а с момента последнего письма Марсэла прошло около полугода. Возможно, это было его последней частичкой человечности, связью с прошлым, с мирной жизнью – скорее даже памятью о ней. А от человечности Арвид устал.
Он открыл глаза, решив, что на следующее письмо – если то вообще будет – он просто не станет отвечать.
◈ ◈ ◈
В тот год Розуэлл был на устах буквально у всех.
Транслировался по всем каналам, печатался во всех газетах всех возможных мастей, звучал из каждого приёмника на каждой частоте радиостанции. Розуэлл стал национальной сенсацией, почти безумием, охватившим пол страны паранойей, паническим ужасом и жаждой сенсации. Реакции были самыми разными, но отрицать главного было нельзя – Розуэлл взбудоражил всех, в одночасье став практически столицей Соединённых Штатов.
Но большая часть шумихи и репортажей прошла мимо коммандера Арвида Харбингера – последние два года его Райдеры провели в гарнизоне в Китае, изредка выбираясь на короткие сверхсекретные операции по заданию высшего руководства Флота и США. Основной задачей их гарнизона было наблюдение за передислокацией советских и японских войск по окончании Второй мировой войны, но все эти официальные бумажки на определённом уровне, где играли совсем в другие игры и преследовали совершенно иные цели, неизбежно обращались фикцией. Арвид и его коллеги по Райдерам знали – если что, от них легко и не моргнув даже глазом открестятся. Никто ни дома, ни из бывших сослуживцев даже не вспомнит их имён.
Лето 47го, его так срочно отзывают в Штаты, что едва не возникает необходимость экстракции. Они едва успевают вернуться с освобождёнными пленными и добытыми данными, как Харбингера почти без объяснений пакуют на выведенный в резерв USS Essex и отправляют домой. Это странно и почти дико – никто толком не объясняет ему причин таких резких перемещений и вместе с тем он настолько отвык от мирной жизни, что уже на второй день на борту авианосца его накрывает страшнейший приступ ПТСР. Весь остальной путь до материка он проделывает в медицинском отсеке.
По прибытии на базу морской пехоты "Кэмп-Пендлтон" в Южной Калифорнии он сидит, уткнувшись отсутствующим взглядом в край стола генерала Хаммонда и отчаянно пытается понять, что от него хотят. Пока Арвид копошился в зарослях бамбука в Китае, отдавая какой-то свой метафорический долг родине, отстаивая интересы высшего руководства, эта самая родина погрузилась в креативистско-экзистенциональную истерию приправленную сверху новым всплеском теорий мирового заговора, вызванную находкой в каком-то захолустном городке под названием Розуэлл. Хаммонд зачем-то рассказывает ему обо всём этом безумии уже битый час и вот только сейчас доходит до имени человека, выпустившего наружу весь этот хаос.
Услышав его, Арвид не может сдержать нервного смешка, резкого, почти неприятного. Его строгая выверенная поза распадается, когда он подтягивает ноги, наклоняется чуть вперёд, чтобы упереть локти в колени, и закрывает лицо руками. Сначала он просто смеётся, совершенно без веселья и радости, а потом его трясёт и это почти переходит в истерику – Харбингер чувствует, как по щекам текут слёзы, и пытается взять себя руки. Человек, сбивший с толку военных и учёных. Человек, поставивший перед общественностью ряд сложнейших вопросов – Что это? Может ли быть такое? Одни ли мы во вселенной? Плюнувший в лицо всему тому, что мы знаем о мире, выбивший почву из-под ног у всей неуравновешенной части населения Штатов, а потом и мира в целом. Джесси Марсэл! Господи! В этот раз парень просто превзошёл самого себя.
В каком-то смысле он мог бы им гордиться.
Мог бы, если бы не.
- При всём уважении, сэр, - заговаривает Арвид, когда волны захлестнувших его эмоций и понимания наконец отступают, оставляя за собой образцового офицера, коим он был всего лишь пару недель назад, - какое это всё имеет ко мне отношение? Наше взаимодействие с майором Марсэлом прекратилось... – он хмурится, потому что не помнит дату. Он никогда не считал. – Сколько.. Пять лет назад?
- Это не моё решение, коммандер, - отзывается Хаммонд, откидываясь в кресле и всем видом показывая, что любое сопротивление не имеет смысла. – Ваше присутствие было запрошено командиром розуэлльской авиабазы и непосредственным начальником майора Марсэла, полковником Бланшаром. Поскольку текущий курс военных сил США направлен на максимальное взаимодействие между ведомствами, я не могу не подчиниться и не оказать посильное содействие. Тем более, когда требуется всего лишь ваше присутствие.
- Всего лишь? – Харбингер вскидывает брови, но старается выстраивать фразы аккуратно. – Здесь написано "психологическая экспертиза". Они хотят проверить, не псих ли он, а от меня требуется характеристика. В письменном виде и интервью.
- Это будет проблемой? – без особого интереса спрашивает Хаммонд.
Арвид набирает было в лёгкие воздух, чтобы ещё раз напомнить о большом перерыве в их контакте, что от него потребовали исключить Марсэла из своей жизни в какой-то момент, что всё это было чёрт знает, когда и совсем с другими людьми, и от него не будет никакого практического толка. Но до него внезапно доходит сразу несколько других фактов.
Факт первый – в армии иногда (всегда) надо знать, когда вовремя заткнуться.
Факт второй – людям, заказавшим в буквальном смысле его присутствие в Розуэлле и участие во всём этом цирке напрочь может быть не нужен никакой практический толк.
Эта мысль поражает своей ясностью примерно так же, как и неуместностью – ну не могут военные силы великой страны так себя вести. И всё же он сам – ходячее доказательство того, что официальная политика может и будет по необходимости расходиться с политикой практической. Что если высшие чины решат замять скандал, выставив Марсэла поехавшим и недостойным доверия? Тогда все его слова легче лёгкого будет обратить в ложь, и он, Харбингер – идеальный кандидат на написание нужной им характеристики, лишь подтверждающей официальную экспертизу. Ведь с его послужным списком и его зависимостью от войск он полностью у них под колпаком.
- Нет, сэр, - коротко и чётко отвечает Арвид, вскакивая с кресла и отдавая честь, как его учили.
Следующие пару дней он делает всё исключительно и только так – как его учили.
По пути в Розуэлл он изучает феномен – скупает все-все газеты, даже самые пошлые, смотрит все передачи, разглядывает фотографии, подолгу останавливаясь на лице своего старого знакомого, отмечая, как то меняется при прогрессе истории от самого зачина до текущего его состояния. Сначала он выглядит уверенным и почти самодовольным, полным предвкушения, но с каждой последующей фотографией в мягкие и плавные, ставшие со временем ещё более привлекательными черты заползает тревожность, сомнение, а затем и непонимание. На последних фото, где он держит перед камерами кусок фольги, на лице Джесси практически написан страх, а в позе читается неуверенность.
Арвид никогда не задумывался о других планетах. О жизни за пределами Земли, подумать только - за пределами! Большую часть жизни они даже не смотрят толком на звёзды, ещё реже задумываются о том, что бархатно-чёрный купол неба с яркими огнями на нём – это не натянутая тряпочная декорация с хаотично воткнутыми в неё лампочками, но бескрайнее пространство, полное далёких иных миров – звёзд, планет, астероидов, туманностей и квазаров. А тут вдруг целое крушение инопланетного корабля! Иные технологии! Другие формы жизни! Мы не одни! Зачем и как давно они здесь? Какими могут быть их намерения?
Он знает, что Джесси никогда не задумывался об этом тоже – он слишком был привязан к земле, к мирским радостям и слабостям, к развлечениям и девчонкам, а потом вдруг неожиданно к небу. Но не тому, что в черноте над стратосферой, но ярко-голубому, тому, что полно облаков, что гораздо ниже. Чего ради он вдруг залез в дебри космоса и иных цивилизаций? Зачем? И как он мог так ошибиться – принять за обломки неизвестного летательного аппарата самый стандартный метеозонд?
Чем ближе он к Розуэллу, тем больше тревога с лица Джесси заполняет его самого. Марсэл мог сколько угодно быть тщеславным придурком, но идиотом – или тем более сумасшедшим – он не был, в этом Арвид не сомневается и не станет сомневаться никогда. А значит, дела плохи. Очень плохи.
Он не знает, сообщили ли Марсэлу о его участии в деле вообще и о его прибытии в частности. Какие-то детали, самые мелкие и незначительные, в купе с уже поселившимися в его разуме крупицами паранойи заставляют Арвида думать, что нет. Он не знает. И, возможно, не должен знать до самого конца. А вот Арвид – должен.
На завтра на полдень назначено первое интервью, а к вечеру он, возможно, уже должен будет отдать им расписанную по всем пунктам характеристику личности майора. И всё-то выходит и подстроено идеально, всё рассчитано буквально по нотам, если исходить из его собственного досье. Харбингер – хороший солдат, никогда не ослушивающийся приказа, на него можно рассчитывать, ему можно верить. Именно так рассуждает командование, ожидая от него полного подчинения и следования указаниям, пусть даже не вполне гласным. Ведь именно такого озвучено не было, но он прекрасно понимает, что ему не желательно идти с майором на прямой контакт.
Чего руководство не знает и не может предположить по его поступкам, это того, что здесь, в Розуэлле, в непосредственной близи от Марсэла, вся перспектива ситуации и его жизни в целом выглядит совершенно иной. Ему не надо писать длинных писем и месяцами надеяться на ответ. Не надо оставлять сложные запросы на звонок и ждать разрешения вышестоящего начальства, а потом мучиться вопросом, подслушивают ли их, следя, чтобы каждый ненароком чего не разболтал. Не надо...
Харбингер раздосадовано хлопает дверью своего номера в дешёвом мотеле, отправляясь к дальнему телефону автомату, потому что не может встретиться с комиссией по психологической оценке Марсэла, не услышав его голос, не задав ему пару вопросов, не взглянув в глаза. Он просто себе подобного не простит, ведь отдать товарища, пусть и старого, на растерзание военной машины и общественности это совсем не то же самое, что убивать людей в тылу врага.
И всё же он сначала несколько часов сидит в баре. Набирается храбрости, выпивает даже бутылку какого-то безвкусного лагера и только потом выбирает автомат. Ищет номер в местном засаленном телефонном справочнике. В ответ раздаются только гудки. Длинные, безразличные, пустые и безнадёжные. Что, если номер не тот? Что, если Марсэл не дома? С очередной дамочкой? Или его где-то держат, чтобы не натворил ничего или никакой лишний репортёр не добрался? Что, если Джесси перестал подходить к телефону, устав от внимания последних недель? Что, если он его отключил?
Арвид кладёт трубку на рычаги и упирается лбом в мутное стекло телефонной будки. Снаружи в песке у дороги ещё копошатся какие-то дети – совсем немного и опомнившаяся мать уже позовёт их домой – чуть выше, в набирающей глубину синеве вечернего неба зажигаются первые звёзды. На мгновение Розуэлл кажется тихим, совершенно непримечательным городком, затерянным на пространствах Соединённых Штатов. Просто дырой с кучей дешёвых мотелей, придорожными кафе, унылыми барами и играющими в пыли детьми. Что он здесь делает? Что здесь забыл и как очутился?
Ощущение ирреальности накатывает внезапной волной, и у Харбингера начинают трястись руки. Вдруг это – галлюцинация? Вдруг его контузило на поле боя, и на самом деле всего этого нет? Его предупреждали, что ПТСР непредсказуем и приступ может настигнуть в любой момент, в любом месте и справиться с ним удаётся далеко не всегда. Коммандер упирается спиной в двери кабинки и решает попробовать снова. Руки всё ещё трясутся, и монетки рассыпаются, только третья из них попадает в паз, только с пятого раза у него получается набрать номер.
Гудки-гудки-гудки.
Нет никакого Марсэла, это всё кошмар.
Он где-то ошибся, свернул не туда и, похоже, сдёрнул растяжку.
Или в их окоп попал снаряд, рванул рядом и его ранило – обычное дело.
Он видел на поле много контуженных, видел, как те прямо в окопах сходили с ума. Он зажмуривается и тяжело сглатывает, пытается дышать ровно, но какой в этом смысл, если всё не реально?
- Да, слушаю, - вдруг в отдалении звучит раздражённый голос, и в натренированном мозгу Харбингера срабатывают нужные триггеры.
- Марсэл, чёрт тебя дери, в какое дерьмо ты вляпался на этот раз? – это уже его собственный, слегка хриплый от усилия голос выдаёт заученную фразу, произнести которую коммандер готовился, наверное, три с половиной часа.
За раздражение, почти переходящее в злость, можно зацепиться – оно настоящее. И голос на том конце трубки, кажется, тоже. Но фраза им произнесённая звучит таким тоном, что он сам частично расслабляется. Тремор никуда не девается, но отступает достаточно, чтобы Арвид мог поудобнее перехватить трубку. В этом тоне что-то есть. Что-то старое, забытое и потерянное. Что-то тёплое. Надежда? Воспоминание?
- Как бы я хотел сказать, что нет, неправда, - ворчит он в ответ, нервно оглядываясь по сторонам, словно ища слежку. – Но да, это я... – Эта ужасная идея медленно и столь неожиданно вползает ему в сознание, что у Харбингера расширяются глаза и почти закладывает уши. И всё же его состояние почти не оставляет ему иных вариантов – не звонить же в мотель своим кураторам и не просить о том же. – Послушай, Джесс, это долгая история. Я в телефоне-автомате через улицу от вашего хренова бара на Вест Пайн Лодж Роуд... Не мог бы ты подобрать меня. Пожалуйста.
Отредактировано Albert Rosenfield (2017-09-29 21:10:20)